Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Ваш малыш подрос и уже недалёк тот день, когда он пойдёт в детский сад. Многие родители без всякой подготовки приводят ребёнка в дошкольное учреждение, оставляют надолго среди незнакомых людей и в новой для него обстановке. Страдает малыш, а вместе с ним его родные. Чтобы не было такой горькой ситуации в жизни вашего ребёнка, необходимо как минимум за 2-3 месяца до поступления в дошкольное учреждение подготовить своего малыша, а самое лучшее решение – это адаптационная группа.
Деятельность адаптационной группы проводится в 2 направлениях.
1. Развитие детей: игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, организация различных видов детской деятельности.
2. Консультирование родителей: беседы, консультации, анкетирование, ответы на вопросы, интересующие родителей, индивидуальные беседы.
Родители являются активными участниками работы группы.
Все встречи проходят по определенному плану:
1 часть Развивающие игры под руководством педагога…
Задача педагога не только в развитии малышей, но и в обучении родителей эффективным способам игрового взаимодействия с детьми.
В процессе развивающих игр дети учатся вместе со сверстниками в разных видах деятельности, а в результате – заниматься самостоятельно без участия родителей. Взрослые учатся правильно создавать развивающую среду дома, узнают приемы, стимулирующие развитие ребенка.
2 часть Свободная игра (группа социализации)
Ребенок постепенно, в индивидуальном темпе приобретает первые социальные навыки и «отделяется» от родителей, адаптируется к новой ситуации, впоследствии легче переживает разлуку.
В процессе посещения группы «Малышок» у детей происходит постепенная адаптация, которая включает несколько периодов:
Первый период: «Мы играем только вместе».
На данном этапе родители и ребенок представляют собой единое целое. Родитель является проводником и защитником ребенка. Родитель, под руководством педагога, побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности и активно играет с ребенком во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от родителя.
Второй период: «Я играю, но ты будешь рядом»
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают ребенка оторваться от родителя на безопасное расстояние. Но родитель все ещё является опорой и защитой. Ребенок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости родитель или педагог приходят ему на помощь.
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один»
Наступает такой момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, родитель может ненадолго отлучиться.
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»
И, наконец, наступает такой день, когда малыш остается на занятии один и спокойно отпускает родителей.
Сначала занятия с детьми проходят в специально подготовленном помещении. По мере того как дети привыкают к дошкольному учреждению мы начинаем путешествовать по детскому саду и ходим играть на группу, которую будут посещать дети с августа месяца при устройстве ребенка на полный день.
В ходе работы с детьми мы используем разные виды игр и игровых упражнений на развитие музыкальных способностей (методика Железновых, развитие движений детей (подвижные игры, игры с мячом, обручем, хопом); развитие сенсорных способностей, рассказывание сказок, игры со строительным материалом, пальчиковые игры и др.