СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯУЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ, ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ, ПОСОБИЯВЫПУСКНИКУ. АБИТУРИЕНТУЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКАДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКАРекомендации дефектологаВзаимодействие учителя-дефектолога с родителями ребёнка, имеющего речевые нарушения. Станьте ребёнку другом и помощником в достижении
общей цели – исправлении речевых нарушений. С этой
непростой задачей вы справитесь только при совместных
усилиях, упорстве и оптимизме.
Помните, что всё хорошо там, где есть ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ.
В формировании внятной связной речи школьников большое значение имеет работа родителей, которые содействуют расширению речевой практики детей, закреплению полученных навыков правильного произношения. Огромное влияние оказывают взаимоотношения между родителями, ребенок должен быть здоров, получать достаточно новых впечатлений.
Но самое главное- важно разговаривать с детьми. Если ребенок не будет слышать правильную, ясную, логически последовательную речь, он никогда сам не научится говорить. Поэтому родители должны заботиться не только о хорошем физическом развитии, но и о том, чтобы его слух воспринимал образцы правильной речи.
Родители должны помнить:1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить речь ребенка.
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах (по тетради для индивидуальных логопедических занятий)
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно.
6. Не следует перегружать ребенка речевым материалом, так как это может привести к заиканию.
Роль родителей в коррекционной работе с детьми.1. Помогать в выполнении домашних заданий, приучая ребенка к аккуратности.
2. Вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка.
3. Активировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
4. Работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания.
5. Воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором мы живем, традициям национальной культуры.
6. Ответственно относиться к подготовке детей к школе.
Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью Не вызывает сомнений, что особые дети проходят определенные этапы развития, и формирование представлений, умений и навыков происходит ступенчато. Общие принципы обучения и социализации разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих этим детям:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
- снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
- необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
- низкий уровень обобщения;
- утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
- трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученной;
- сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипные заученные повторяемые многократно действия;
- трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;
- нарушение планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления характерно для этого возраста необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для целостного образа (зрения, слух, тактильная чувствительность)
Наилучшие результаты дает зрительно – телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с интеллектуальной недостаточностью обладают различным исходным уровнем и темпом развития.
Учитывая все особенности развития умственно отсталых детей при обучении и социализации необходимо использовать и опираться на:
- наглядно-действенное мышление как базу для перехода к наглядно- образному и логическому мышлению;
- чувственный опыт ребенка и предметность мышления.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному
заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Нередко даже отношение к матери лишено адекватной положительной эмоциональной окраски. Задерживается процесс формирования системы – мы, которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Вследствие этого выделение собственного я из системы мы, не только запаздывает во времени, но слабо выражено. Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия происходит медленно, с большим трудом. Умственно отсталые дети живут рядом, но не вместе. Все вопросы решаются посредством взрослого.
Объяснить недоразвитие личностных новообразований только органическими нарушениями неправомерно, во многом это связано с дефицитом эмоционального и делового общения взрослого с младенцем в раннем детстве. Вследствие причин биосоциального характера у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недоразвитие эмоционального и коммуникативного поведения, предметных действий, познавательных функций речи, действий замещения, превращения, Я- позиции, стремление к самостоятельности, потребности в похвале, поддержке со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
Коррекционная работа по социально – личностному развитию направлена, прежде всего, на формирование у ребенка образа Я, Я – сознания, открытие сверстника, восприятие его на положительной основе и обучение способам взаимодействия, развитие деловой, вне ситуативно-личностной и вне ситуативно-познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений; развитие способности отражать эти отношения в перечисленных видах деятельности, развитие произвольности программирования и контроля. Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:
1. В повседневной жизни:
- привлечение друг к другу;
- оказание помощи сверстникам и взрослым;
- коллективная работа.
2. В процессе специальных игр и упражнений
3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм.
4. В процессе лепки, рисования, конструирования, хозяйственно- бытового труда за счет усиления социальной направленности.
5. В процессе работы по развитию речи.
6. Во время индивидуальной коррекционной работы.
Овладение социальными нормами и правилами поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс длительный, требующий большого количества повторений, привитие определенных навыков, научение.
Как развивать речь детей дома?Ознакомиться [19,18 Kb] (cкачиваний: 5)
Консультации для родителей [19,49 Kb] (cкачиваний: 7)
Консультации для воспитателей [72,61 Kb] (cкачиваний: 4)
Консультации для родителей [81,82 Kb] (cкачиваний: 5)
Памятки для педагогов [163,29 Kb] (cкачиваний: 8)
Артикуляционная гимнастика [27,88 Kb] (cкачиваний: 4)